Язык и Вильгельм фон Гумбольдт

     Любой из читателей может спросить меня: 'А что творится в 'научном мире' по этому вопросу сейчас ?'
     В начале 'словесного' отрезка пути я об этом даже и не задумывался. Шёл своей дорогой, мысли 'из слов' появлялись сами. Все тексты, предлагаемые почитать Вам, написаны на материале, который копится уже в течение последних десяти лет. Да и писать я начал только тогда, когда понял, что за многими 'парами' проглядывается общее, образующее особый мир представлений. И если говорить о литературе по языкознанию, то, интересуясь темой: "'Взгляды на жизнь' и Словообразование", я в основном заглядывал в словари. Да, со временем стал покупать литературу по языкознанию, но большая часть тут же откладывалась до лучших времен (когда будет время). Иногда начинаю читать книгу, но мало мне попадается мыслей близких 'по духу' и интерес к ней угасает.
     И вот прошло полгода после появления этого раздела на сайте. Я хотел разместить здесь некоторые размышления о связи между 'Взглядами на жизнь' человека и процессом словообразования. Но… в очередной раз, просматривая (по названиям и оглавлению) купленную когда-то литературу, выбрал почитать книгу: Вильгельм фон Гумбольдт, "Избранные труды по языкознанию". И вот теперь очень РАД тому, что встретил сведущего и авторитетного человека ! Особенно рад тому, что, читая отдельные места в книге, ощущаешь созвучие своих размышлений с мыслями автора. Я хотел разместить здесь свои размышления, но, постоянно испытывая необразованность в терминологии языкознания и опираясь на авторитет уважаемого в научном мире человека, решил это сделать 'предложениями' Вильгельм фон Гумбольдта.
     Немного об авторе,
     Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) - выдающийся немецкий мыслитель и гуманист, дипломат, принимавший участие в крупных европейских конгрессах, крупный государственный деятель и основоположник теоретического языкознания (создатель теоретических основ науки о языке) (*5).
     Он родился на три года раньше Гегеля и пережил его на четыре года. Он был не просто современником великого диалектика, а являл собой определенное противостояние Гегелю. Воспитанный на кантовских "Критиках", он успешно применил их принципы к теории государства, выступив при этом оппонентом Фихте и предвосхитив шеллингианское "возвращение к природе". Он сказал свое веское слово в эстетическом споре между Гёте и Шиллером (с обоими он находился в тесной дружбе). Берлинский университет, основанный Вильгельмом фон Гумбольдтом, по праву носит имя его и его брата Александра Гумбольдта, знаменитого естествоиспытателя и путешественника. (*350)
     Вильгельм фон Гумбольдт занимает в науке о языке совершенно особое место. Выдвинув оригинальную концепцию природы языка и подняв ряд фундаментальных проблем, которые и в настоящее время находятся в центре оживлённых дискуссий, он, подобно непокоренной горной вершине, возвышается над теми высотами, которых удалось достичь другим исследователям. Многие из них с чувством гордости и благоговения числят себя его учениками и последователями - А. Потт, Г. Штейнталь, Г. Курциус, К. Фосслер, А.А. Потебня (наиболее яркий интерпретатор его идей в русской традиции) и даже такой независимый ученый, как И.А. Бодуэн де Куртунэ. Но не редко и тогда, когда не упоминается имя этого удивительного ученого, лингвисты, как это показывает пример Л.В. Щербы, идут по следам, проложенным В.Гумбольдтом.(* 356)
     
     Итак, высказывания Вильгельма фон Гумбольдта:
     "… в период словотворчества в некоторых языках возникает множество обозначений одного и того же предмета: сколько обозначений, столько и свойств, через которые осмысливается предмет." (*166)
     "Так, в санскрите, где слона называют то дважды пьющим, то двузубым, то одноруким, каждый раз подразумевая один и тот же предмет, тремя словами обозначены три разных понятия. Поистине язык представляет нам не сами предметы, а всегда лишь понятия о них, самодеятельно образованные духом в процессе языкотворчества". (*103).
     "…понятие часто, если не всегда, должно приобретать в языке образный и переносный смысл…" (*104)
     "В конкретном обозначении явно участвует то фантазия и эмоции, руководимые чувственным созерцанием, то тщательно разграничивающий рассудок, то смело связывающий дух. Одинаковый колорит, какой в результате приобретают названия разнороднейших предметов, выявляет особенности миропонимания той или иной нации. Не менее характерно изобилие выражений, присущих определенной направленности духа. Подобное можно видеть, например, в санскрите по изобилию его религиозно-философского словаря, обширностью которого с ним, пожалуй, не может сравниться никакой другой язык. Надо еще добавить, что эти понятия в большинстве случаев со всей возможной прозрачностью образованы непосредственно из собственных простых первоэлементов".(*105)
     "Сумма всех слов, язык - это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека". (*304)
     
     "Их различие (языков) состоит не только в отличиях звуков и знаков, но и в различиях самих мировидений. В этом заключается основа и конечная цель всякого исследования языка. Совокупность познаваемого - как целина, которую надлежит обработать человеческой мысли… Человек может приблизиться к этой чисто объективной сфере не иначе как присущим ему способом познания и восприятия, следовательно, только субъективным путём". (*319)
     "Объективная истина проистекает от полноты сил субъективно индивидуального. Первоначальное соответствие между вселенной и человеком, на котором основывается возможность всякого познания истины, таким образом вновь обретается частично и постепенно на пути её обнаружения. Ибо объективное является тем, что, собственно, и должно быть постигнуто, и, когда человек через особенности языкового своеобразия приближается к этому, он должен приложить новые усилия для того, чтобы отделить субъективное и четко вычленить из него объект - пусть даже через смешение одной языковой субъективности с другой".(*320)
     "Если в душе пробуждается безошибочное чувство, что язык - не просто средство обмена, служащее взаимопониманию, а поистине мир, который внутренняя работа духовной силы призвана поставить между собою и предметами, то человек на верном пути к тому, чтобы больше находить в языке и всё больше вкладывать в него". (*171)
     В 1804 году Вильгельм фон Гумбольдт сообщает Ф.Вольфу: "Мне удалось открыть - и этой мыслью я всё больше проникаюсь, - что посредством языка можно обозреть самые высшие и глубокие сферы и всё многообразие мира". (*6)
     
     "… благодаря ему (языку) мы отчетливей и яснее можем почувствовать, как даже отдалённое прошлое всё ещё присутствует в настоящем - ведь язык насыщен переживаниями прежних поколений и хранит их живое дыхание." (*82)
     "… есть такая древность, в которой мы не видим на месте культуры ничего, кроме языка… И всё же языки, по-видимому, всегда развиваются одновременно с расцветом народов - их носителей, сотканы из их духовной самобытности… Нам приоткрываются здесь, пусть туманно и мерцающее, очертания той эпохи, когда индивиды растворены для нас в народной массе и единственным произведением интеллектуальной творческой силы предстаёт непосредственно сам язык". (*49)
     " … и проникая вглубь, в духовную жизнь, обнаружим в своеобразии их строения средство изучения и познания истины, а также форму становления сознания и характер". (*322)
     
     "… кроме того, - и это более решающее обстоятельство - в кругу понятий в языке каждого, даже нецивилизованного, народа наличествует некая совокупность идей, соответствующая безграничным возможностям способности человека к развитию и отсюда без всякой помощи извне можно черпать всё, в чём испытывает потребность человек, то есть любые понятия, которые входят в объём человеческой мысли".(*57)
     "Истинное преимущество языка заключается в том, что, развиваясь из чистого начала и с необходимой свободой, он приобретает способность поддерживать энергетическую деятельность всех интеллектуальных сил человека, служить их полноценным орудием и благодаря хранимой им образно-чувственной полноте и духовной законосообразности вечно заново пробуждать эти силы".(*161)
     "Если по каким-либо посторонним причинам народ, обладающий совершенным языком, погрузится в духовную косность и слабость, то вырваться из этого состояния с помощью всё того же языка ему будет легче". (*159)
     
     Вот пока и всё, что хотел сказать я, но озвучил это Вильгельм фон Гумбольдт. Я пока не нашёл его мыслей о русском языке, но учитывая свои частные размышления, ещё и ещё раз напишу:
     "Если по каким-либо посторонним причинам народ погрузится в духовную косность и слабость, то вырваться из этого состояния ему можно будет только с помощью своего Языка".



     (*) Эта часть текста выбрана из материалов книги -
     Вильгельм фон Гумбольдт. "Избранные труды по языкознанию". Перевод с немецкого /Общ. ред. Г.В. Рамишвили; Послесл. А.В. Гулыги и В.А.Звегинцева. Москва. ОАО ИГ "Прогресс", 2000.
 
 
       
  VZ & VOV Projects © 1995-2004